среда, 5 декабря 2012 г.

АЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ – КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ


Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания сегодня ставятся во главу угла. Само собой, мы просто обязаны применять их и на своих уроках. Я уже писала об очень интересной технологии психофизического воздействия. После прохождения курсов повышения квалификации под руководством Лопуга В. Ф и Лопуга Е. В.  я использую её регулярно. Но преимущественно при работе с младшими школьниками.
А при работе с учениками старшего звена я использую любую возможность включить в урок аэробные упражнения невысокой или средней интенсивности.

Более чем 20-летний опыт работы в школе, наблюдение за развитием подростков, мониторинг результатов детей позволили сделать следующий вывод:
Из всех видов физических нагрузок, по моему мнению, наиболее универсальным и эффективным, с точки зрения повышения функциональных возможностей растущего организма, являются аэробные тренировки.
То есть, физические упражнения невысокой интенсивности, но зато достаточно продолжительные по времени (до 40-60 минут в старших классах), при которых организм работает  при полном удовлетворении своих потребностей в кислороде.
Аэробные нагрузки показаны как здоровым детям, так и тем, кто имеет отклонения в состоянии здоровья, например, такие диагнозы как «юношеская гипертония». «вегетососудистая дистония», «миопия» и др.
Другое ценное свойство аэробных нагрузок – способность нейтрализовать отрицательные проявления периода полового созревания. Ведь аэробная тренировка способствует погашению избыточной активности гормонов-стимуляторов. К ним относятся половые гормоны, гормоны щитовидной железы и надпочечников.
Аэробные тренировки – это занятия циклическими видами спорта. К ним относятся ходьба и бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках, нордическая ходьба.
В школьной физической культуре очень много времени отводится на изучение спортивных игр.  Это замечательно с точки зрения развития координационных способностей. Но, на мой взгляд, с точки зрения физиологических особенностей подростков в пубертатный период, аэробные тренировки более эффективны по следующим причинам.
  • Аэробные тренировки способствуют нормализации артериального давления. Особенно это актуально для подростков с диагнозами «вегетососудистая дистония» и «юношеская гипертония». Причём и при вегетососудистой дистонии по гипотоническому типу, и при вегетососудистой дистонии по гипертоническому типу наблюдается стойкий положительный эффект. Причём дистония по гипертоническому типу поддаётся лечению с помощью адекватно подобранных аэробных нагрузок легче, чем дистония по гипотоническому типу.

  • При аэробных тренировках все «плохие» гормоны, часто являющиеся причиной повышенной возбудимости и агрессивности       подростка,  сгорают в «мышечном котле». В результате ребёнок становится более адекватным и покладистым.

  • Аэробные тренировки, которые по сути являются работой на выносливость, самым благотворным способом сказываются на повышении общей работоспособности средних и старших школьников. С физиологической точки зрения это объясняется тем, что при систематических аэробных нагрузках в клетках усиливается образование митохондрий. Увеличивается и их размер, и их количество. А митохондрии – это «силовые станции» нашего организма, так как именно они продуцируют энергию, необходимую для жизни клетки.Как следствие увеличения размеров и количества митохондрий в клетках, повышается способность организма оказывать сопротивление вредным факторам. А это очень важно с точки зрения снижения заболеваемости, в первую очередь – ОРВИ.

  •  Систематические аэробные нагрузки значительно улучшают кровообращение во всех тканях организма, улучшают их снабжение кислородом. Естественно, улучшается и питание кровью мозга. В результате – повышается не только физическая, но и умственная работоспособность, развиваются интеллектуальные способности.

  •  После продолжительной физической нагрузки невысокой интенсивности включается механизм выработки определёнными участками мозга эндорфинов – «гормонов счастья». Этот фактор заметно снижает тягу к сигаретам и спиртному. Ведь занимающиеся спортом подростки практически не имеют вредных привычек. И не только потому, что они настолько сознательны. У них нет в этом физиологической потребности.

  •  В подростковом возрасте, в связи с «гормональной бурей» в организме, у некоторых, в основном у девушек, отмечается появление избыточной массы тела. Аэробные упражнения – наилучший инструмент для борьбы с этим возрастным явлением. Систематические занятия с девушками 7-8 классов в течение года аэробными упражнениями во внеурочное время (лыжи, бег, велотренажёр, беговая дорожка) не «на результат», а «для здоровья»  и «для фигуры» имели и неожиданный результат: все девушки отметили улучшение состояние кожи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ АЭРОБНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА УРОКАХ

Прежде всего, необходимо учитывать, что эффективность нагрузки напрямую зависит от её адекватности. При определении нагрузкиследует использовать рекомендованные программой данные. Однако важно помнить, что они рассчитаны на здоровых детей. Для детей с диагнозами «дистония», «юношеская гипертония» и др. рекомендованные нагрузки должны быть менее интенсивными. А продолжительность оставить желательно на уровне, рекомендованном программой. К примеру, если программой  для мальчиков-семиклассников рекомендован медленный бег продолжительностью до 20 минут, то дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, выполняют упражнения те же 20 минут, но чередуя ускоренную ходьбу и медленный бег (например, 2 минуты бега, 2 минуты ходьбы). В некоторых случаях бег может быть полностью заменён быстрой ходьбой.
При выполнении аэробных упражнений учащиеся должны иметь навыки осуществления самоконтроля по частоте сердечных сокращений. Необходимо довести до сведений учащихся, что при аэробных нагрузках ЧСС должна составлять 60-75% от максимально допустимого пульса. Максимально допустимый пульс рассчитывается по формуле: 226 минус возраст (для девушек и женщин), 220 минус возраст (для юношей и мужчин).
Однако аэробные упражнения, при всей своей полезности и универсальности, имеют существенный минус: они продолжительны, монотонны и часто вызывают у детей не столько физическую, сколько психологическую усталость.
Задача учителя – максимально разнообразить выполнение аэробных упражнений. Например, в осеннее и весеннее время бег и ходьба могут периодически заменяться нордической ходьбой(ходьбой с палками). В младшем и среднем звене учащиеся с удовольствием вместо обычного бега выполняют бег через скакалку, бег змейкой и спиной вперёд (на определённых участках). В 9-11 классах я разрешаю во время продолжительных пробежек слушать музыку с помощью компактных устройств, которые сегодня есть практически у каждого школьника. Если есть возможность время от времени менять беговые трассы и лыжные маршруты, то это следует делать для снижения монотонности занятий, внесения элемента новизны.
Если в школе имеется такая возможность, то уроки лыжной подготовки можно чередовать с уроками на катке. В прошлом учебном году я практиковала это в 11А классе и получила положительные результаты:
  • значительно повысился эмоциональный фон уроков,
  • моторная плотность приближалась к 90%,
  • в полной мере реализовывался метод индивидуального подхода, когда каждый учащийся получал посильную нагрузку.
В нашей школе имеется современный тренажёрный зал, в котором, согласно расписания, 1-2 раза в неделю занимаются старшие школьники. Для аэробных нагрузок используются велотренажёр и беговая дорожка. Чтобы  аэробные упражнения имели выраженный оздоровительный эффект, работать на тренажёре следует не менее 15 минут при ЧСС не ниже 60% и не выше 80% от максимально допустимой.
Если есть возможность проводить уроки отдельно с юношами и девушками, то для девушек одним из самых оптимальных решений (что, конечно, должно быть отражено в рабочей программе), будет занятие ритмической гимнастикой, оздоровительной или танцевальной аэробикой.
Если говорить о наиболее продуктивных возрастных периодах, то нужно отметить, что аэробные упражнения в любом возрасте (за исключением периода 10-11 лет у мальчиков) являются чрезвычайно благоприятными для развития общей выносливости. Что ценно как с точки зрения физического воспитания, так и с точки зрения повышения общей работоспособности, в том числе и умственной.
Список использованной литературы
А. А. Виру, Т. А. Юримяз, Г. А. Смирнова «Аэробные упражнения», М. «Физкультура и спорт», 1988.
В. П. Филин «Теория и методика юношеского спорта», М. «Физкультура и спорт», 1987.
Е. А. Мильнер «Акселераты: истинные и ложные», журнал «Физкультура и спорт» 2/2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий